Екатерина Рощина Наша жизнь, что былой не была… В его жизни было много женщин, но мало любви. Пытаясь оправдаться, Сергей Есенин называл своей единственной настоящей страстью искусство. Это безусловно. Как и то, что каждая новая яркая история влияла на творчество Есенина, раскрашивая его. Цикл стихов «Любовь хулигана» — высочайшая нота любовной лирики поэта, а вдохновляла Есенина на гениальные строки актриса Августа Миклашевская. Августа Миклашевская пережила Есенина на полвека. Стихов, посвященных себе, со сцены никогда не читала, хотя ее об этом и просили: стеснялась. Она действительно была «такая простая, как все. Как сто тысяч других в России». А роман Миклашевской с Есениным был коротким, но ярким. Роман, так и не ставший отношениями. Но подаривший миру семь чудесных стихотворений. А на самом деле ее волосы — Августы Миклашевской, актрисы Московского Камерного театра, — не были золотыми. Это любовь поэта к осенним краскам расцветила дымчато-русую Августу оттенком берез поры бабьего лета. Но глаза и вправду были — «златокарим омутом». Цикл «Любовь хулигана» — высочайшая нота любовной лирики Сергея Есенина. Кто же она, женщина, вдохновившая поэта на такие щемящие строки? Имя которой «звенит, словно августовская прохлада». "Большая, статная. Мягко покачивались бедра на длинных ногах. Не полная, не тонкая. Античная, я бы сказал. Ну, Афродита, что ли. Голова, нос, рот, уши — точеные. Волосы цвета воробьиного крыла. Впоследствии Есенин в стихах позолотил их. Глаза, поражающие в своем широком и свободном разрезе, безукоризненном по рисунку. Негромко говорила, негромко смеялась. Да нет, пожалуй, только пленительно улыбалась". (Из воспоминаний Анатолия Мариенгофа.) <...> В 1921 году Сергей Есенин впервые увидел актрису Августу Миклашевскую на сцене в спектакле «Принцесса Брамбилла». «Непременно посмотрите, — советовал он друзьям. — Это то самое, что должно быть театральное зрелище!» А самого Есенина захватил роман с «босоножкой» Айседорой Дункан. Так звали эту немолодую красавицу за то, что она танцевала босиком… Есенин с Айседорой уехали в начале 1922 года в Европу. По иронии судьбы, в то же время и туда же должна была поехать Миклашевская с гастролями. Но в последний момент Таиров запретил ей брать с собой четырехлетнего Игорька, любимого сыночка. Августа не представляла разлуки с ним. И от гастролей отказалась. Таиров был разгневан. А Миклашевская устроилась на работу в театр «Нерыдай» — по сути, кафе-кабаре. Она чувствовала себя очень одинокой. Без любимого театра, без настоящей любви. <...> Ей казалось — жизнь проходит мимо. Судьбоносная встреча с поэтом Сергеем Есениным произошла в августе 1923 года. Миклашевская прогуливалась с Мариенгофом и его женой Анной Никритиной по Тверскому бульвару. Навстречу бежал встревоженный, заполошный Есенин. «Иду мыть голову — вызывают в Кремль!» — бросил он Мариенгофу. Торопился к парикмахеру, и на красавицу Августу не взглянул. А потом встретил ее почти на том же месте, напротив Камерного театра, через несколько дней. И был сражен — скромностью, какой-то удивительной женственностью. Они встречались почти каждый день в том памятном сентябре 1923 года. Он читал Августе стихи, дарил хризантемы. Подолгу засиживался в ее маленькой квартирке на Малой Никитской. Обещал писать ей стихи. — Такие же похабные, как Дункан?— спросил Мариенгоф. — Нет, ей я буду писать нежные, — застенчиво сказал Есенин. Он и вправду был как влюбленный мальчишка. Совсем не похож на хулигана… Продолжение http://esenin.ru/o-esenine/zhenshchiny-esenina/avgusta-miklashevskaia/hjobyf-t-nasha-zhizn-chto-byloi-ne-byla